Сэр Джон Элиот Гардинер дал первый в истории концерт в России

27 сент. 2019 г. в 17:15
3257
 
Сэр Джон Элиот Гардинер дал первый в истории концерт в России

Однажды в далеком 1964-м студент третьего курса Кембриджского университета Джон Элиот Гардинер понял, что традиция английского исполнения барочной музыки его глубоко не удовлетворяет. В связи с этим он решил создать собственный коллектив и исполнить с ним «Вечерню» Монтеверди (Vespro della Beata Vergine) – сложнейшее произведение для хора, солистов и оркестра. Так родился знаменитый Хор Монтеверди, а его амбициозный основатель взошел на вершину исторически информированного исполнительства.

Джон Элиот Гардинер – музыкант-самоучка, историк-медиевист, изучавший староиспанский и арабский языки; один из самых авторитетных интерпретаторов старинной музыки в XX веке; командор Ордена Британской империи, двух «Грэмми», он входит в зал славы журнала о классической музыки Grammophone. 26 сентября Гардинер впервые приехал в Россию с Хором Монтеверди и оркестром «Английские барочные солисты», и дал единственный московский концерт в Концертном зале Зарядье.

Несмотря на то, что Гардинер – дирижер широкого профиля, в бекграунде которого – практически вся классическая музыка от Монтеверди до Бриттена, перед московским зрителем он предстал в своём основном амплуа. В двух отделениях концерта прозвучала музыка Клаудио Монтеверди – Месса для четырехголосного хора, Джакомо Кариссими – оратория «Иеффай»; Генри Пёрселла – два хора на тексты псалмов «Hear my prayer, O Lord» и «Jehova, quam multi sunt hostes mei»; Доменико Скарлатти "Stabat mater". «Для меня это четыре величайшие фигуры эпохи барокко. Если угодно, сегодня мы подарим российской публике «рог изобилия» барочного хорового репертуара», – сказал маэстро в интервью ZN. Историческим концерт в Зарядье можно считать уже за то, что «привезенные» шедевры практически никогда не играются в России, а исполнение оратории Кариссими и вовсе стало её российской премьерой.

За свою многолетнюю дирижерскую карьеру сэр Джон Элиот Гардинер основал три коллектива (помимо двух названных, он создал «Революционно-романтический оркестр» в 1989-м – в годовщину Великой французской революции). С 1981 по 1990 гг. возглавлял Генделевский фестиваль в Геттингене, с 2014 по 2019 являлся президентом Баховского архива в Лейпциге. В 2000-м году Гардинер с Хором Монтеверди и «Английскими барочными солистами» осуществил поистине грандиозный проект: «Паломничество с кантатами Баха». В течение года музыканты концертировали по всему миру, исполнив 198 баховских кантат. Выступает в качестве приглашенного дирижера со многими оркестрами мира: Лондонским симфоническим, Лейпцигским оркестром Гевандхауза, Берлинский филармонический оркестр, Королевским оркестром Косертгебау и др.; возглавлял Ванкуверский оркестр радио CBC. Выпустил 250 альбомов.

В 2013-м году вышел монументальный труд Гардинера: «Музыка в Небесном граде: Портрет Иоганна Себастьяна Баха", в котором собраны не только обширные исторические сведения, но и музыкальный опыт самого маэстро. С нынешнего года книга доступна и на русском языке: в переводе Анны Андрушкевич и Романа Насонова она вышла в издательстве Rosebud при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.   

«Нашей целью всегда было снять наслоения, накопленные за годы исполнительской практики, чтобы показать каждого композитора и каждое значительное сочинение в их особенном наряде, проверить жизнеспособность этой «старинной» музыки в наше время. Удивительно часто при этом музыка, которой несколько сотен лет, в итоге звучит более современно, чем целые пласты сочинений века нынешнего», – пишет Гардинер в своих воспоминаниях.

 

Полное интервью с Джоном Элиотом Гардинером и репортаж с концерта смотрите в наших обзорах.